назад | вперед

Казанский собор

В 1816 году Ставрополь пережил страшную вспышку чумы, унесшей сотни жизней. Как писал спустя несколько десятилетий местный чиновник и знаток старины Я. Евсеев, ужас от страшного мора охватил город, но «благодаря усилиям врачей и воле Божией, болезнь отступила, и на память избавления от смертельной опасности чуть ли не все градское общество собралось на Крепостной горе, где некогда стояла церковь драгун во имя Спасителя и Чудотворца Николая, которому приписали чудесное избавление. Здесь, на восточной оконечности Крепостной горы, был установлен древний каменный крест, где решено было построить новую церковь Св. Николая».
В 1839 году Св. Синод наконец дал разрешение на постройку храма на месте деревянной церкви Казанской Божией Матери. Купеческое и мещанское общество на новом сходе решило наименовать новый храм Казанским. Первым строителем Казанского собора был известный ставропольский архитектор Бернштейн, затем Григорий Ткаченко. Строительными подрядчиками стали известные купцы — Игнат Волобуев, Яков Леонидов, Петр Пахомов, Иван Алафузов.
Строительство храма было закончено в 1847 году, и указом Св. Синода от 20 августа он был наименован Кафедральным. 22 октября того же года состоялось его освящение.
На протяжении последующих десятилетий Казанский кафедральный собор являлся духовным центром Ставропольской губернии и огромной епархии. Здесь проходили службы по случаю всех знаменательных дат российской истории, Русской православной церкви. Собор посещали все высокие гости, наезжавшие в Ставрополь, начиная с цесаревича, будущего императора Александра II.
Казанский собор был спроектирован и построен в русско-византийском стиле, где элементы русского храмового зодчества, как кокошники, аркатурные пояса, сочетались с элементами византийской архитектуры - капителями, нишами, эркерами… Крестообразный и симметричный в плане, с высоким световым барабаном центрального купола и четырьмя главками на восьмерках — в честь Иисуса Христа и четырех евангелистов, апсидами приделов во имя Николая Чудотворца и Александра Невского, центрального алтаря и притвора, четырьмя опорами, поддерживающими тяжелый свод, квадратный в плане, храм вмещал более 700 верующих. При этом он не отличался размерами — длиной в 35,7 м и шириной в 25,2 м, высотой до креста в 35 метров, однако нахождение храма на высшей точке города как бы увеличивало его в размере.
В ризнице собора со временем накапливались огромные ценности. Помимо большого числа серебряных, вызолоченных служебных священных предметов, здесь хранился сакос Павла Тобольского, посох епископа Игнатия из слоновой кости в серебряной оправе, архиерейское обличье епископа Иеремии, привезенное им из Киево-Печерской лавры, серебряная, вызолоченная двухпудовая модель Казанского собора работы известного московского фабриканта Хлебникова.
В 1860 году уже епископ Кавказский и Черноморский Игнатий обратился с письмом к Ставропольскому гражданскому губернатору “о предложении Ставропольскому купеческому Обществу сделать новое пожертвование на построение колокольни при Казанском соборе”.
В том же году известный ставропольский архитектор Павел Воскресенский представил проект звонницы Казанского Кафедрального собора высотой в 46 сажень 7 аршинов и 16 вершков, общим весом в 500 пудов. Колокольня должна была покоиться на дубовых сваях, что не было принято комиссией. Вместо этого решено было принять предложение архитектора Григория Ткаченко — вместо свай устроили каменный фундамент в виде усеченной пирамиды, на плоской вершине которого и началось возведение “Царь-звонницы”, как ее вскоре стали именовать.
Колокольня стала своеобразной визитной карточкой города, запечатлена на многочисленных открытках, в рекламных проспектах и пр.
«Царь-звонница» поражала не только своей высотой, но и изяществом всех ее ярусов. На первый из них вели «винтовые» каменные лестницы, оканчивающиеся небольшими главками с вызолоченными крестами. Выше можно было подняться по деревянным лестницам, а в главу колокольни – по свисавшей корабельной цепи. Сама глава, луковичная, покрытая железом в виде чешуйчатых шашек, оканчивалась железным, обтянутым медью и вызолоченным в огне крестом, с оцинкованными цепями. На всех ярусах находились медные колокола, в том числе “баса”, звон которых был слышен за многие десятки верст от Ставрополя. Их было три - меньший в 104 пуда был пожертвован церкви купцом Сергеем Луневым. Второй, уже в 525 пудов, отлитый на местном колокольном заводе Ефимова, был пожертвован известным меценатом Лавром Ермолаевичем Павловым. И, наконец, в 600 пудов — “Царь-колокол”, отлитый на средства всего ставропольского купечества, с трудом был поднят на первый ярус колокольни и подвешен к дубовым балкам. В 1909 году балки эти не выдержали огромного веса и были заменены инженером Г. Кусковым на металлические.
В 60-х годах позапрошлого столетия белокаменное великолепие нового духовного центра было оправлено в зелень заложенного Барятинского парка. К храму от Николаевского проспекта вела парадная лестница, устроенная архитектором Ткаченко, обсаженная пирамидальными тополями, с нарядными каменными арками, где располагались иконы с горящими лампадами.
С южной стороны Барятинский парк был огражден каменным узорным забором с арочным входом в начале парадной лестницы. Вход этот представлял из себя две остроконечные монолитные четырехугольные колонны, украшенные нишами с установленными в них иконами, соединенные между собой кованой аркой. Через эти врата к собору в христианские праздники поднимались тысячи верующих, в том числе паломников.
У верхней площадки возвышался на пьедестале «суворовский крест» символ самого “города Креста”.
Судьба Кафедрального Казанского собора с «Царь-звонницей» печальна. Собор не взрывали, а разобрали по камешку, в том числе подземный этаж. Накопленные в нем богатства канули в Лету, а все остальное – иконы, хоругви, киоты, облаченье священников и пр. – просто уничтожили. Разрушили и надмогильные памятники у собора.
А как же погибла «Царь-звонница»? 10 мая 1943 года по приказу Суслова она была взорвана подложенными в нее 500-килограммовыми трофейными фугасными бомбами.
12 — 14 августа 1994 года, в праздник Изнесения Животворящего Креста Господня, Ставрополь посетил глава Русской Православной церкви Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй. На Крепостной горе им был освящен камень на месте, где будет возрожден Кафедральный Казанский собор. По проекту вновь выстроенный собор должен сохранить основные архитектурные пропорции старого собора. Храм будет бесстолпным, хоры выдвинуты в пространство собора посредством балкона, в сравнении с бывшим, он будет увеличен в 1,25 раза. В высоком цокольном этаже разместятся Малый храм, крестильня, ризница и пр.

назад | вперед
Hosted by uCoz